В ожидании подмосковных «витязей» «Металлург» - «Витязь». 24 сентября, в 19:00 по магнитогорскому времени

Юхо Олкинуора: «Верьте в нас»!

Один из самых играющих вратарей на старте 13-го сезона КХЛ - новобранец магнитогорского «Металлурга» Юхо Олкинуора. В его активе уже 272 проведённые на льду минуты (это восьмой показатель среди голкиперов лиги) и два «сухих» матча. Он входит в пятёрку лучших как по проценту отражённых бросков (95,2), так и по коэффициенту надёжности (1,32 шайбы за 60 минут игры). С новичком команды побеседовал наш корреспондент Павел Зайцев.


- Вы родились в Хельсинки, но вашей детской школой значится «Таппара». Почему?

- Объяснение очень простое. Когда мне было пять лет, мы с родителями переехали из столицы Финляндии в Тампере.

- Почему решили стать именно вратарём?

- Точно и не вспомню. Когда мы были совсем юными, нас пробовали в разных амплуа. Многим довелось поиграть в воротах. В какой-то момент никто больше не захотел быть голкипером, и я решил: «Хорошо, раз никто не хочет - я буду». И в конце концов начал получать от этого удовольствие.

- В 17 лет вы впервые отправились за океан, чтобы сыграть за «Chadders» в юношеской лиге (кстати, лучшим бомбардиром того сезона в лиге стал Ник Шор, в позапрошлом сезоне выступавший за «Металлург» - прим. авт.). Что это были за лига и команда?

- Хороший вопрос! Я уехал за океан, поскольку мои родители хотели, чтобы я отправился учиться в другую страну. Мне повезло совмещать учёбу с хоккеем. Команда базировалась в Солт-Лейк-Сити, а соперники - по всей территории США, так что попутешествовать пришлось. Получил много игровой практики, в составе было ещё пятеро игроков из Финляндии - словом, всё как я и хотел.

- Через год вы вернулись на родину, провели два сезона за ХИФК.

- В «Chadder’s» больше не мог оставаться, а целью моей в тот момент было попасть в студенческую лигу Штатов. Потому, играя в Хельсинки, постоянно обзванивал тренеров университетских команд. Они отвечали, что ничего обо мне не знают, им нужно посмотреть меня в деле. Пришлось на сезон отправиться в USHL.

- Там вас, наконец, «разглядели» тренеры Денверского университета. И после пары отличных сезонов вы попали в команду АХЛ – «St. John's IceCaps».

- Те сезоны в Денвере действительно получились классными. И мне предложили контракт в системе «Виннипег Джетс». Это был мой первый опыт на взрослом уровне. Следующие три года определённо сделали меня лучше - я прочувствовал, что значит много играть, много ездить, профессионально относиться к делу. Всё это очень отличалось от университетского хоккея.


- К сожалению, вам так и не представился шанс сыграть в НХЛ. Был ли момент, когда эта возможность находилась совсем рядом?

- Нет. Никогда. У клуба были свои идеи по поводу вратарской линии. Мне казалось, что я становлюсь всё лучше. Но они каждый год подписывали новых парней - Хатчинсона, Паскуале, Хеллебака, в один из сезонов «выменяли» Будая… Не испытываю тяжёлых чувств по этому поводу, но в конце концов я снова решил вернуться в Финляндию.

- Вернувшись, вы присоединились к «СайПе», но совсем скоро перешли в «Юп».

- «СайПа» изначально была промежуточным вариантом. У них был травмирован вратарь, и я помогал им в течение пары месяцев. Там на меня «положили глаз» представители клуба из Ювяскюля. Оба их вратаря отправлялись на Чемпионат мира среди молодёжи, так что замена была необходима. В итоге, получилось хорошо для всех (Олкинуора провёл сезон, пропуская меньше двух шайб за игру и с процентом отражённых бросков около 93, а «Юп» завоевал бронзовые медали - прим. авт.).

- Следующий сезон во внутреннем чемпионате получился не столь удачным, зато «Юп» стал победителем Лиги Чемпионов. После чего вы перебрались в Лахти. Почему?

- Ещё один хороший вопрос! (смеётся) Причина снова проста: в «Юп» мне приходилось делить время с напарником, а «Пеликанс» гарантировали роль «первого номера». Это было очень важно, ведь мне хотелось больше играть, попытаться попасть в сборную, получить приглашение из КХЛ.

- То есть мысли о КХЛ вынашивали заблаговременно?

- Само собой! Едва вернувшись из Северной Америки, я запланировал стать лучшим в Финляндии, пробиться в национальную команду и получить приглашение от клуба второй по силе лиги мира.


- Так и вышло. Сначала вы впервые получили приглашение в национальную сборную.

- Это честь, радость, новый вызов. Мне повезло оказаться в сборной и, более того, стать чемпионом мира. Трудно описать эти эмоции словами, ведь наша победа для многих стала неожиданностью. Да отчасти и для нас самих.

- Кто пригласил вас во Владивосток?

- Все вопросы решал агент. Он сказал, что есть вариант с «Адмиралом», я принял его.

- Когда впервые оказались там, не было ощущения: «Куда я попал? Это ведь на другом конце планеты!»?

- Ничего подобного! Мир огромен, но в современных условиях он порой очень мал. И уж дальними путешествиями меня точно не напугать. Пока я не дома, мне неважно, насколько далеко от него я нахожусь.

- Предсезонка с «Адмиралом» получилась непростой. И лично вам не вполне удались контрольные матчи. Говорят, во время командного ужина в Чехии вы встали и обратились к команде с примерно такими словами: «Да, парни, пока не оправдываю вашего доверия, но - вот увидите - я исправлюсь и буду прибавлять». Чтобы такое заявить, нужно быть уверенным в себе.

- Не знаю, откуда у вас эта информация… но впечатляет! На предсезонке бывает всякое - какие-то матчи удаются, какие-то не очень. К тому же, у меня были проблемы с потерянной экипировкой. Но я знал: начнётся сезон - и всё будет по-другому. Увы, иногда в этой лиге некоторым не хватает терпения. Я надеялся, что моим партнёрам и руководителям клуба его хватит.

- Если не долгие перелёты, то что было самым трудным во Владивостоке?

- Высокие ожидания. В лиге так много хороших команд, иногда соперники просто оказывались лучше нас. Но порой люди «вокруг» команды слишком разочаровывались после поражений. А ведь мы до поры выглядели очень прилично, достаточно много побеждали на старте сезона. И у некоторых возникли ожидания, что мы обязательно станем ТОП-командой. Но, например, после нового года у нас было очень много сильных соперников за короткий период. Вторая половина сезона получилась слишком тяжёлой.

- Помните матч в Магнитогорске 10 октября? Вели 2:0, пропустили три шайбы, но сравняли и выиграли в овертайме, а вы отразили 37 бросков.

- Конечно помню. Всякий раз, играя против мощного соперника - особенно в гостях, ты знаешь, какое испытание тебе предстоит. Все ждут от хозяев победы, трибуны гонят вперёд. Но нам повезло добиться успеха на старте овертайма.


- А затем и ещё раз - 21 ноября дома. Четыре(!) раза магнитогорцы выходили вперёд, но ваша команда догоняла. После чего забила победный гол, а вы на сей раз отразили 39 бросков.

- Что поделать, иногда вратарям «Адмирала» приходилось часто вступать в игру. Но любая победа над «большим» соперником была важным событием и добавляла сил.

- В декабре вас вызвали в сборную на этап Евротура, и там случилась досадная травма.

- Перелом кисти. Огромное разочарование! Я так хотел снова выступить за национальную команду, сыграть матч на открытом воздухе против сборной России! Увы, не удалось. Вдобавок, пару месяцев не мог помочь «Адмиралу», в итоге команда не попала в плей-офф.

- Вы вернулись в строй в конце января, но до конца сезона так и не вышли на свой привычный уровень. Не хватило восстановительного периода лично вам, или у всей команды были проблемы?

- Несколько факторов сложились. И общекомандное настроение было не очень после ряда неудач. И от меня хотели, чтобы я стал супергероем «здесь и сейчас». А я шайбу не видел несколько недель, практики ощутимо не хватало. И соперники достались - Уфа, Омск, СКА… Иногда я играл, иногда смотрел матчи с трибун. Странное было ощущение от того, что происходит.

- У вас был однолетний контракт, он закончился. Тогда ещё никто не знал, что «Адмирал» не сыграет в КХЛ в новом сезоне. Новое соглашение предлагали?

- Об этом лучше спросите моего агента. Сам я знал, что не останусь во Владивостоке. Некоторые СМИ, в том числе в Финляндии, написали, что меня уволили, но это неправда! Подобные публикации меня расстроили, зато теперь всё хорошо.

- А обязательства по контракту клуб выполнил?

- Полностью! Никаких финансовых претензий к «Адмиралу» у меня быть не может.

- Как провели «карантинную» весну?

- Оставался в Финляндии. Много тренировался, женился. Период был плодотворным. Я находился в Ювяскюля, откуда родом Песонен, общался с ним, Пуустиненом, другими игроками.

- Долго думали над предложением «Металлурга»?

- С большим энтузиазмом встретил его, и долго размышлять не пришлось.

- А с Песоненом и Ламмико обсуждали? Или с кем-то из соотечественников, кто прежде играл здесь?

- Нет. Я прекрасно знал, какая здесь солидная организация. Когда тебе предлагают стать частью столь именитого клуба, ты с радостью отправляешься в путь. То, что Песонен и Ламмико уже были в составе, стало приятным «бонусом», но я согласился бы, даже если бы их не было. Здесь всё по высшему разряду!


- Где вы разместились в Магнитогорске?

- Снимаем дом вместе с соотечественниками. Ламмико готовит нам - он классный повар. Пока неясно, что будет с границами. Но надеюсь, что со временем в Магнитогорск приедет и моя супруга.

- Во время предсезонных турниров порой было ощущение, что вы выходите далековато из ворот. Но после начала чемпионата его уже нет. Подкорректировали с тренером вратарей?

- О, у нас очень интересные занятия с тренером вратарей! Порой мы делаем такие любопытные вещи. Да, мне нравится играть на выходах, но я должен действовать так, как будет лучше для команды. В любом случае, каждая тренировка помогает мне совершенствовать свою игру.

- Что вы чувствовали во время матча с «Авангардом»? Первый гол с рикошета, ювелирное попадание Каски в дальнюю «девятку», замена в середине игры...

- Хорошие команды забивают хорошие голы. Я старался, как мог, но в хоккее подобное случается.

- Вскоре после того матча вы сказали, что у вратаря должна быть «короткая память», имея ввиду умение быстро забывать неудачи. Это должно быть врождённое качество? Или его можно тренировать?

- Не только можно, но и нужно! Все мы люди, но жить становится легче, если умеешь забывать некоторые вещи.

- Для вас было важно - ментально и эмоционально, что в следующей игре тренеры снова доверили вам место в воротах?

- Мы профессионалы. Играем тогда, когда решат тренеры, должны быть всегда готовы выйти на лёд. И ничего больше.

- В Сочи команда не сумела забить с игры. Чувствуете дополнительное давление, когда единственная ошибка может стать решающей?

- Судьба многих игр может решиться одним броском. Наверное, ради по-настоящему упорных матчей мы, в первую очередь, играем в хоккей.

- Некоторые вратари не любят серии буллитов. Как вы относитесь к ним?

- Как к части игры. Совсем не против их. Это увлекательно и для зрителей, и для всех участников.

- Такие победы, как в Москве над ЦСКА - особенные? Они помогают команде стать Командой?

- Любая победа даёт приятные ощущения. Игры с ТОП-командами - особенно в гостях - отличное испытание наших возможностей. А успех, даже в столь малых «дозах», как один выигрыш, положительно сказывается на коллективе.

- На старте сезона вы чередовались с Василием Кошечкиным. Сейчас проводите несколько матчей подряд. И, судя по всему, вам такой ритм по душе.

- Конечно, каждый вратарь хочет играть по максимуму. Но, переходя в «Металлург», я знал, кто такой Василий. Он - легенда лиги, один из лучших её голкиперов. Так что мне день за днём необходимо подтверждать свой уровень.

- Есть ли у вас команды или игроки, против которых вам приходится особенно тяжело?

- Возможно, но я вам этого не расскажу (смеётся).

- Что пожелаете магнитогорским болельщикам?

- Верьте в нас! И мы постараемся сделать так, чтобы вы нами гордились!


Club sponsors